Ситуация на рынке башенных кранов отечественного и импортного производства
Продажа башенных кранов, как правило, начинается с определения лучших моделей по производителям и по грузоподъемности крана. Как показали маркетинговые исследования 2013-2014 годов, рынок башенных кранов в России в основном был представлен моделями с грузоподъемностью 8 и 10 тонн, которые производились и поставлялись в основном европейскими и китайскими компаниями. Доля рынка российских компаний была существенно меньше, чем доля импортных кранов.
В связи с изменением цен на нефтепродукты и введенными полтора года назад против России санкциями импорт башенных кранов и специальной строительной техники в целом существенно уменьшился, что привело в итоге к перераспределению долей рынка импортных башенных кранов в пользу китайских производителей и перераспределению долей рынка поставки башенных кранов среди немногочисленных российских производителей.
Среди российских производителей произошли серьезные структурные изменения: как самостоятельные производители с рынка ушли «Механический завод» (СПб), «Стройтехника» (Тульская обл.) и «Одинцовский машиностроительный завод». Объёмы отечественного производства выросли на 20% в основном за счёт укрепления позиций «Крановых технологий».
На фоне таких мощных игроков на нашем рынке, как европейские, китайские, японские краностроители, российским производителям очень сложно удерживать свою часть рынка.
Но и на рынке импортных башенных кранов складывается довольно непростая ситуация. Кризис уже в конце 2014 года дал о себе знать. В 2015 году произошло резкое падение рынка. Согласно таможенной статистике за 3 квартал 2015 года по сравнению с 2014 годом рынок импортных башенных кранов упал практически в шесть раз.
Производство БК на территории РФ 2013-2015 гг.
1 кв. 2013 | 2 кв. 2013 | 3 кв. 2013 | 4 кв. 2013 | 2013 | 1 кв. 2014 | 2 кв. 2014 | 3 кв. 2014 | 4 кв. 2014 | 2014 | 1 кв. 2015 | 2 кв. 2015 | 3 кв. 2015 | янв-сен 2015 | |
Литейно-механический завод, ООО | 24 | 22 | 32 | 40 | 118 | 31 | 43 | 59 | 43 | 176 | 18 | 21 | 21 | 60 |
Ржевский краностроительный завод, ОАО | 6 | 12 | 20 | 19 | 57 | 12 | 12 | 19 | 17 | 60 | 90 | 0 | 0 | 10 |
Строммашина, ОАО | 6 | 9 | 6 | 5 | 26 | 5 | 5 | 9 | 3 | 22 | 4 | 0 | 0 | 4 |
Механический завод, ОАО | 2 | 5 | 4 | 2 | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Одинцовский машиностроительный завод, ООО | 5 | 4 | 1 | 0 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Стройтехника, ООО | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 43 | 53 | 63 | 66 | 225 | 48 | 60 | 87 | 63 | 258 | 32 | 21 | 21 | 74 |
Структура импорта БК 2013-2015 гг.
Сводная статистика продаж БК на территории РФ 2013-2015 гг.
Структура продаж БК на территории РФ
2013 год | 2014 год | Годовой темп роста в 2014 году, % | Годовой темп прироста в 2014 году | Абсолютный годовой прирост 2014 года | янв-сен 2015 год | |
Всего импорта | 655 | 596 | 91% | -9% | -59 | 91 |
Новых | 404 | 402 | 99,50% | -0,50% | -2 | 68 |
Б/У | 251 | 194 | 77,30% | -22,70% | -57 | 23 |
Из новых импортных кранов: | ||||||
Без анализа | 19 | 21 | 3 | |||
3 т и менее | 3 | 0 | 0,0% | -100% | -3 | 0 |
4 т | 14 | 15 | 107,14% | 7,14% | 1 | 0 |
5 т | 5 | 13 | 260% | 160% | 8 | 2 |
6 т | 8 | 1 | 12,50% | -87,50% | -7 | 2 |
8 т | 223 | 207 | 92,83% | -7,17% | -16 | 23 |
10 т | 107 | 117 | 109,35% | 9,35% | 10 | 16 |
12 т | 15 | 17 | 113,33% | 13,33% | 2 | 11 |
16 т | 4 | 6 | 150% | 50% | 2 | 7 |
Более 16 т | 6 | 5 | 83,33% | -16,67% | -1 | 4 |